Концерт «Окно в барокко: из ХХI в XVIII век»

3 июля 2022 года в Малом зале Санкт Петербургской филармонии состоялся концерт «Окно в барокко: из ХХI в XVIII век».
В рамках концертной программы «Окно в барокко: из ХХI в XVIII век» зрителям была предоставлена возможность – проследить культурные нити, связывающие современную музыку с прошлым, совершив увлекательное музыкальное путешествие по маршруту, длинною в четыре века: от сочинения, написанного в наши дни российским композитором на темы Иоганна Себастьяна Баха, к музыке балета «Апполон Мусагет» Игоря Фёдоровича Стравинского, созданного в 1928 году в стиле необарокко.
Экскурс на музыкальной машине времени открыло сочинение самого Антона Владимировича Лубченко – «Souvenir de Bach» («Маленькие вариации на тему И. С. Баха) для струнных, написанное в 2010 году.
Соло на скрипке проникновенно исполнил солист Симфонического оркестра Мариинского театра – Христиан Артамонов.
Оммаж Антона Лубченко великому Иоганну Себастьяну Баху послужил культурным мостом к неоклассическому опусу Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет»: три фрагмента из музыки балета – «Пролог», «Вариацию Аполлона» и «Апофеоз» музыканты оркестра исполнили необычайно свежо и деликатно, демонстрируя легкость и грациозность изящной партитуры.
Эхо романтизма отразилось в дивном офферториуме «Salve Regina», принадлежащем перу Франца Шуберта – в этом редко звучащем произведении вокальная кантилена обрамлена с канонами старой церковно-католической музыки.
Звенящий тембр голоса российской сопрано Юлии Кучиной-Патричелли, воспитанницы итальянской вокальной школы в Консерватории «Луиза Д’Аннунцио» в Пескаре, необычайно тонко обрамил грани этой удивительной миниатюры, полной безмятежности и покоя.
Контрастным дополнением послужила прозвучавшая знаменитая ария альта «Erbarme dich» («Сжалься») из «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха в исполнении азербайджанской певицы, контральто Фидан Дамировой.
Финальным пунктом путешествия стала итальянская эпоха XVIII века – Кантата Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater» – настоящее сокровище итальянской барочной музыки, грандиозное сочинение, которое каждый раз оказывает глубочайшее воздействие на слушателей, благодаря своей духовной силе, проникновенному содержанию и религиозному характеру звучания.
Проект является авторской программой российского дирижёра и композитора, лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга Антона Владимировича Лубченко.
Концерт – его первое выступление в России спустя полгода работы в Германии над постановкой своей оперы «Мы».
«Наша программа подчёркивает общность между западной и русской музыкой, показывая, как немецко-итальянская традиция барокко «проросла» в России», – отметил российский дирижёр и композитор, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга Антон Владимирович Лубченко.
В концерте приняли участие молодые оперные певцы (солисты): Фидан Дамирова (контральто), Юлия Кучина-Патричелли (сопрано), а также известный в Петербурге камерный хоровой коллектив «FESTINO» и камерный оркестр «NFT-orchestra».
Проект был реализован при поддержке Фонда «Мост искусств».